О чём думают дети?

Ребенок состоит из сотни,

У ребенка сто языков, сто рук, сто мыслей,

сто способов думать, играть и говорить.

Сто, всегда сто способов слушать, восхищаться,
любить.

Сто радостных чувств, чтобы петь и понимать,

сто миров, чтобы совершать открытия,

сто миров, чтобы делать изобретения,

сто миров, чтобы мечтать.

 У ребенка сто (и еще сто, сто, сто) языков,

но у него крадут девяносто девять из них.

Школа и культура отделяют голову от тела.

Они учат думать без рук, делать без головы,

слушать молча, понимать без радости,

а любить и восторгаться только на Пасху и Рождество.

Они учат открывать уже существующий мир,

а девяносто девять из ста миров крадут.

Они учат: игра и труд, реальность и фантазия,

наука и воображение, небо и земля,

разум и мечты — вещи, несовместимые друг с другом.

В общем, учат, что нет никакой сотни.

Ребенок говорит: сотня здесь.

Л. Малагуцци

Под впечатлением от стихотворения и в результате наблюдений наша команда педагогов творческой студии сделала однозначный вывод, что «сто языков» вовсе не преувеличение. Мы поняли, что так часто звучащие школьные фразы:

«Не думай, а делай!», «Слушай и запоминай!», «Не выдумывай, просто переписывай!»,

детсадовские:

«Ротик на замок!», «Ручки на коленочки!», «Слушаем молча!»,

домашние:

«Когда я ем, я глух и нем», «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали» или «Много будешь знать — состаришься»

— не просто ущемляют права ребенка, они просто крадут все возможности развиваться.

И вроде говорятся эти фразы во благо, ради ребенка, чтобы ему легче, проще было. А в итоге ребенок не имеет своего личного опыта, своих открытий, своего взгляда, открывает уже существующий мир, а мы его снова и снова учим, как человека, который еще, на наш взгляд, ничего не знает, ничего не умеет, который только готовится жить. А будет жить только тогда, когда его научат родители, а за ними воспитатели, учителя, преподаватели, работодатели… и т.д. И все это — подготовка к жизни, а когда же начнется сама жизнь?

Главный принцип Реджио: «Дети — полноправные члены общества». А это значит, что все дети имеют право выбрать, имеют право на свое мнение, имеют право мыслить иначе, имеют право быть принятыми всерьез. Что может быть легче, правда?

«Что ты там увидел? — говорим мы, — это просто камень, идем скорее, я куплю тебе развивающую игру». «Сколько можно возиться в песке, иди лучше к ребятам — побегай!» Порой очень трудно признать, что копаться в песке может быть в данный момент гораздо полезней для нашего любимого ребенка, чем бегать с ребятами. И что это ЕГО выбор копаться в нем так долго, никто его не заставляет это делать, кроме 100 способов ощущать песок, 100 способов играть с ним, 100 способов видеть его. Это просто нам скучно смотреть на песок в течение часа, мы не видим всего этого уже и не ощущаем то, что ощущает он, а жаль.

Восприятие ребенка своеобычно, его интерпретации и трактовки самоценны, он учится у самого себя, у других детей и взрослых, но не прямо, а косвенно, включая свои впечатления и перерабатывая их.

Вот несколько детских высказываний к слову об интерпретациях и трактовках:

«Грибы солята приносят человеку не боль, а щипность»

или

«Память мозга можно сравнить с зубами во рту, если мы что-то хорошо помним –  это крепкий зуб, а выпадающий зуб означает, что ты что-то забыл. А если человеку вставляют пломбу – это значит, человек чему-то учится».

У меня есть полюбившаяся фраза из Реджио-педагогики: «Глаз дремлет, пока разум не разбудит его вопросом».

Часто ли вы задаете вопрос ребенку, не важно, говорит он у вас или нет? А как часто вы задаете вопрос ребенку и не отвечаете на него сами?

Когда ребенок находит во дворе желудь, взрослый человек спешит сообщить своему любимому чаду: «Это желудь». Кто-то может добавить: «Он упал вот с этого высокого дуба, смотри, там есть еще другие желуди» и т.д. Под благим предлогом дать знания, мы можем лишить ребенка возможности поразмышлять, придумать, догадаться, увидеть, совершить свое открытие, получить свой опыт исследования окружающего мира. А всего лишь можно спросить: «Что это?» и удержаться, и не ответить прежде, чем ребенок начнет рассуждать. Вы обязательно будете удивлены. Предугадать ответ невозможно.

Однажды, готовясь к тематическому дню, мы украсили творческую среду бумажными птицами, повесив их под потолком, фотографиями разных пернатых, расклеив их по стенам, я включила звуки леса с птичьим пением, завела ребят в среду и спросила: «Ребята, что вы видите вокруг необычного, что вы замечаете?» И первое, что я услышала: «Лейка!» Среди огромного количества материалов, они заметили лейку, которая лежала не на своем месте. Она была перенесена из мокрой среды другими детьми, которые занимались здесь накануне, на полку для экспериментирования, где лежат лупы, фонарики. Ответ предугадать невозможно. Дети заметят то, что мы не увидим никогда, потому что у них сто способов видеть.

Еще одна история. Один мальчик занимался в мокрой среде, так мы называем место отведенное для игр с водой, оно всегда в доступе. Так вот, мальчик, отправляя в таз с водой шарики, камешки, ракушки, рыбок, вдруг пришел ко мне и протягивая мокрую руку с ярко окрашенной пластмассовой рыбкой, которых у нас несколько, абсолютно на мой взгляд одинаковых, нахмурив брови, сказал грозно так: «Ыыы». Этот мальчик еще не умеет говорить. Я смотрю на рыбку, улыбаясь и с легким удивлением спрашиваю: «Что это?» А он снова грозно так: «Ыы». Я в недоумении, почему он так грозно изображает ярко оранжевую в крапинку рыбку, спрашиваю: «Это рыбка?» Он снова «Ыы», еще сильнее, как бы говоря мне: «Да посмотри же ты, какая это рыбка?» Мне пришлось рассмотреть внимательно, оказалось, что у этой рыбки были зигзагом изображены зубы. Она абсолютно идентична по окраске с другими двумя  рыбками, за исключением зубов. Возможно он предположил, что это акула. Этому мальчику чуть больше 2-х, сейчас он уже говорит слово «акула» и он четко отличает её от других рыб и китов.

В области обучения важнейшим принципом Реджио является следующее положение: то, что дети выучивают, не следует автоматически из того, что им преподают. Скорее выучивается то, что вытекает из их собственной деятельности как следствие их активности и ресурсов взрослых.

Другими словами, что бы мы ни задумали, как педагоги или родители, какую бы тему ни спланировали, мы не знаем, во что все это выльется – это первое. Так оно, кстати, часто и бывает, только в других детских садах считают, что педагог не справился со своей задачей – дать детям знания о птицах, к примеру, потому что детям эта тема в данный момент была совсем не близка, а в Реджио садах вдохновенно продолжают изучать внезапно появившуюся тему об устройстве самолетов.

И второе – ребенок только в деятельности и через собственную активность может познать что-то новое для себя. Наших рассказов и картинок совсем мало, ему надо увидеть, пронаблюдать во времени, услышать, пощупать, изменить, подкинуть, бросить в воду, попробовать на вкус, все что угодно. И от того какие условия мы создадим, какой подберем материал, зависит насколько далеко дети могут продвинуться в исследовании выбранной темы. И абсолютно не обязательно иметь дорогостоящие материалы, созданные специально для детей. Можно обойтись природными материалами (шишками, желудями, корой, шелухой, листьями), бросовым материалом (коробками, пробками, бутылками, пуговицами, шнурками), а также предметами общего пользования (кухонные весы, увеличительное стекло, зеркало, фонарик и т.д.)

И немного о творчестве. Каждый ребенок в душе не очень-то хочет повторять ровно те же действия, которые привели вас к созданию, например, пирамидки, он хочет это сделать как-то по-своему, основываясь на своем представлении о красоте и порядке.

Креативность (способность к творчеству) — это свобода исследования за пределами известного, умение предсказывать и принимать неожиданные решения.

Каждый ребенок – творческая личность. Вся его деятельность пока еще не стереотипна как у взрослых. Его исследования зачастую находятся за пределами известного им и поэтому практически вся его деятельность – и есть творчество.

Творчество можно стимулировать, поддерживая познавательные, связанные с чувствами и воображением процессы, а также межличностную коммуникацию.

Вот еще один пример. Один из наших детей взял мисочку с резиновыми ластиками в виде фруктов и овощей и стал отправлять их с горки, вслед за шариком, который всегда находится на ней (я имею в виду классический Монтессори материал – модуль для прогона шаров по полочкам сверху вниз). Он очень долго сидел и наблюдал, какие из них катятся, а какие совсем нет, какие догоняют шарик, а какие сильно отстают.

В этой ситуации, мы как педагоги или родители, можем поступить, например, так – объяснить, что для этой горки предназначен именно этот шарик, а фрукты и овощи должны использоваться в зоне окружающего мира, к ним специально подобраны карточки с изображениями. Таким образом мы научим ребенка использовать вещи по назначению.

А можем создать условия для того, чтобы его творческий эксперимент имел продолжение. И предложить ему, например, шарики из разного материала (стеклянные, деревянные, керамические, магнитные, шерстяные) или добавить природных материалов (каштанов, желудей, фасоли).

Все в наших руках — дать ребенку возможность развивать свои естественные способности к творчеству, исследованию и эксперименту или научить делать так как надо, по нашему мнению или мнению какой-нибудь образовательной программы, к примеру.

Давайте вместе стараться ценить детство, доверять своим детям, их выбору и желанию, давать больше возможностей для творчества и поощрять их бескрайнее любопытство.

Другие статьи:
Мечты-мечты
Как мы учимся?

Записаться на курс педагогических встреч