Как мы учимся?

Многие спрашивают: будут ли вебинары по Реджио педагогике в Reggio space, почему так редко проходят семинары? Как вы обучаете персонал и можно ли приехать поучиться?

К сожалению, семинары для внешних слушателей проходят у нас чрезвычайно редко. Могу объяснить почему…

Мы учимся и учим друг друга ежедневно в процессе, «на воде», в ежедневной практике. Да, мы собираемся для обсуждения каких-то вопросов, связанных с планированием или коррекцией намеченного, или для обсуждения каких-то сложностей в работе. НО! Обсуждение педагогических тем, связанных с Реджио подходом: как вести себя в конфликте, как наблюдать, правильно задать вопрос, интерпретировать ответы, выставить границы, увидеть причины происходящего, осуществить помощь или вовсе убрать «подпорки» — в форме лекции или семинара совсем не эффективно.

К тому же ситуации всегда настолько разные, причины и обстоятельства настолько каждый раз специфические, что отнести их к одной категории ситуаций с единственно правильным выходом просто невозможно.

Я стараюсь быть не категоричной в вопросе педагогических ситуаций с детьми и родителями, каждую ситуацию рассматриваю как уникальную. Наверное, это гораздо сложнее, чем выработать стратегии поведения по всем проблемам и просто строго по пунктам выполнять методику (написания буквы, задвигания стула, разрешения конфликта, активного слушания), но так совершенно точно естественней и гуманней в отношении всех участников педагогического процесса.

Как мы учимся?, изображение №2

У нас, конечно же, есть принятые между собой принципы, те самые постулаты Реджио педагогики, нами сформулирована позиция педагога в отношении обучения и развития детей, описаны традиции нашего пространства.

Они формируют отношение к происходящему в Reggio space, создают нужную атмосферу, но совсем не диктуют, что конкретно нужно делать.

Потому что Reggio, как все уже заметили, это совсем не методика, не технология и не система, это ФИЛОСОФИЯ, подход, внутренняя позиция и вдохновение.

Тогда как же мы понимаем, что нужно делать, исходя из наших позиций и принципов?

Очень просто 🙂 Каждый раз мы решаем творческую задачу!

Как мы учимся?, изображение №3

Вы знакомы со стадиями решения творческих задач?

Англичанин Грэм Уоллес еще в 1926 году выделил четыре стадии творческого мышления:

Первая стадия — подготовка — формулирование задачи, попытки её решения.

Задачи, как вы понимаете, могут быть любыми: какой вопрос задать на круге, чтобы запустить обсуждение; как организовать среду, чтобы дети могли практиковаться в счете; что сказать детям в конфликте; как организовать совместный процесс уборки..
Попытки, конечно же, будут исходить из наших принципов, позиций и постулатов Реджио педагогики. Это обязательные условия наших творческих задач. И они абсолютно осознанные. А дальше пробы и ошибки, пробы и ошибки))

Вторая стадия — инкубация — временное отвлечение от задачи.

Это в прямом смысле то время, когда ты больше не знаешь, что с этим делать, а других задач, которые отошли на второй план, накопилось достаточно много, и ты просто занимаешься другими не менее важными делами. А в голове-то процесс поиска решений продолжается!!!

Третья стадия — озарение — появление интуитивного решения.

Это прекрасное чувство, когда ты улыбаешься и говоришь: «Есть ИДЕЯ!»
Как будто в твоей голове сложился пазл, появилась энергия и безудержное желание попробовать именно так, и ты почти уверен, что это то, что надо!

Четвертая стадия — проверка — испытание и/или реализация решения.

В этот момент вроде ты просто идешь и выполняешь свою работу, но чувствуешь совсем другое, это эксперимент, это твое открытие, твоя идея, и тебе самому интересно как это пройдет, что получится?
Ну а дальше, либо это успешно, либо ты на пол пути к успеху)))

Такой опыт работы, опыт ежедневного решения творческих задач, опыт по-настоящему творческого педагогического процесса очень развивает, дает больше понимания и создают большую мотивацию, чем классическое обучение: теория + практика, убеждение + упражнение.

Как мы учимся?, изображение №4

Это все о том, как мы учимся!

А теперь о том, как мы учим? На встречах, семинарах и курсах:

  • Рассказываем о своем понимании подхода, что для нас Реджио?
  • Делимся опытом в примерах и документации
  • Вдохновляем успехами

На стажировках погружаем в нашу среду и даем возможность в жизни понаблюдать за всеми процессами, происходящими в течение дня в нашем Reggio space. В конце дня организуем педагогический круг, где можно обсудить увиденное, задать вопросы, рассказать о своих ощущениях и каких-то открытиях.

Все остальное вам сможет дать только опыт, свой личный опыт решения ежедневных творческих задач!

Фрагменты одного из семинаров в Reggio space

Про вопросы и ответы!

Узнать о ближайшем курсе педагогических встреч и записаться можно здесь